Отправлено: 26.09.08 19:53. Заголовок: Окраска и камуфляж бронетехники РККА. Или советский "грааль" - 4БО
Подумалось, что пора открывать тему. К тому есть ряд причин.
1. Тема окраски -именно окраски техники, а не нанесения ОЗ, ТЗ и ЗВО -пока не рассматривали. Что не есть гут. 2. Сама по себе - эта тема - арена битв и баталий на профильных форумах: как красили ,чем, а почему, а с чего? 3. Камуфляж.... Особенно летний, и особенно в 41 году - раритет - встречается редко, а потому -заслуживает отображения. Не разберемся сразу, так хотя бы микро архив создадим. 4. Часть, причем большая, из участников форума, практически имела опыт работы на реальной БТТ. Попробуем, в рамках дозволенного, сопоставить увиденное в реале с увиденным на фото.
Так, глядишь, и приблизимся к пониманию -ЧТО и КАК красилось в РККА.
Просьба: если какой-либо из образцов БТТ на фото несет камуфляж либо выделяется по тону окраски от остальных- дублировать его сюда помимо отображения в соответствующей ветке.
Отправлено: 27.09.08 17:40. Заголовок: Вот, для начала: Т-3..
Вот, для начала: Т-34. На многих фото заметно, что 34-ки светлее остальных машин. Я не беру Немировскую, там понятно - пыль, побелка, труха - после въезда в дом непонятно, какой она была(хотя и она светловата - все-таки лазило по ней прилично народу, обтерли бы.) Какие мнения будут?
Отправлено: 09.12.08 15:10. Заголовок: К теме камуфляжа. ..
К теме камуфляжа.
Количество вариантов камо для бронетехники лета 1941 года, как ни странно, весьма велико. Встречался и крупнопятнистый 2 и 3-х цветный, был мелко - пятнистый. По Умани известен "зебровидный", в виде полос. Как правило, в первый камуфлировались 34-ки, остальные варианты - на Т-26 разных модификаций. Недавно проскочила фотография БТ-5 в нечто, напоминающем мелкопятнистый камо. Что редкость для БТ. Ознакомление с оригиналом удивило еще больше: на БТ не пятнистый, а бронепоездной "лиственно-древесный" камуфляж. Нигде кроме как на БЕПО оно не встречался. Вот часто встречающийся вариант, показывающий идею такого камуфляжа (из книги М.Коломийца "БЕПО РККА 1930-1941")
Ни одно известное наставление и руководство не предполагало использовать подобную окраску для танков.
Отправлено: 24.12.08 11:51. Заголовок: Karan пишет: На мно..
Karan пишет:
цитата:
На многих фото заметно, что 34-ки светлее остальных машин.
Вернемся к теме более светлых танков на период лета 41-го... Помимо влияния погодных условий - пыль, высохшая грязь и пр. факторы, имеется еще один, возможно, проливающий свет на "светлый цвет".
В одной из бесед с М.Коломийцем (речь шла о производстве первых Т-34 и о 4БО) он упомянул о некоем отчете военпреда на ХПЗ за 40-й год. По его словам, он видел этот отчет давно, когда в ЦАМО еще не давали документы на ксерокопирование. Кое-что он выписал. Дословно это звучало так (раздел о покраске).
.... ЗА прошедший (40-й год) удалось улучшить состояние дел с покраской танков. Это вызвано следующим:
1. Переходом на использование 4БО 2 Отказом от грунтовки машин железным суриком и переходом на грунтовку той же 4БО....
Оснований не верить ему не имеется. А посему возникает несколько вопросов.
1. Если переход на 4БО состоялся в 40-м году, то чем красили до этого? 2. Какой был цвет у этого "нечто"? 3. Что понимать под улучшением ситуации? Лучший внешний вид, соответствие неким наставлениям или же просто возможность обеспечивать массовый выпуск, не допуская простоев по вине "малярки"?
И пара мыслей уже от себя. Сурик как подоснова - материал темный, плотный и укрывистый. При прочих равных условиях, нанесенная на него краска будет темнее такой же, нанесенной на саму себя. Особенно это касается 4БО, которая не относилась вообще к разряду темных. Далее, имея в качестве грунта 4БО, собственно покрасочный слой мог наноситься менее тщательно (основа то одна!), что, в конце концов, опять-таки приводило к более светлому оттенку машины. Косвенным подтверждением этому является то, что на многих машинах лета 41-го видны заводские №№. Не тактические, а именно заводские, которые должны были быть скрыты после финиш-покраски.
Не является это никаким доказательством. Состав ее повторить не удастся из-за отсутствия ряда компонентов (а они прописаны были), из-за пребывания в земле 60 с лишним лет -реакция есть в любом случае. Считать это эталоном неверно. Можно лишь предположить, что этот грязевой щиток в части НЕ красился. То есть несет заводскую окраску.
Отправлено: 24.06.09 20:42. Заголовок: Не про 4БО ( о ней п..
Не про 4БО ( о ней позже, есть кое-что интересное), а про камуфляж. Как там обычно то? "Огромные массы зеленых чудовищ"? Рио-де-Жанейро наоборот? Все зеленые. Как бы не так.
Сообщение: 108
Зарегистрирован: 22.10.07
Откуда: Москва
Репутация:
3
Отправлено: 14.02.10 02:10. Заголовок: dik пишет: Неправда..
dik пишет:
цитата:
Неправда?
Одно время считалось так. Источником информации был фотоальбом 1 гв тбр, где таких машин засветилось довольно много (собственно почти все известные фото живых машин именно из этого альбома, не все правда). Но потом выяснили что это стандартный вариант зимнего камуфляжа. Правда довольно трудоемкий - пробовали его наносить, на самом деле непросто. Но работает лучше обычного белого.
Отправлено: 09.03.10 18:15. Заголовок: Karan пишет: В одно..
Karan пишет:
цитата:
В одной из бесед с М.Коломийцем (речь шла о производстве первых Т-34 и о 4БО) он упомянул о некоем отчете военпреда на ХПЗ за 40-й год. По его словам, он видел этот отчет давно, когда в ЦАМО еще не давали документы на ксерокопирование. Кое-что он выписал. Дословно это звучало так (раздел о покраске).
.... ЗА прошедший (40-й год) удалось улучшить состояние дел с покраской танков. Это вызвано следующим:
1. Переходом на использование 4БО 2 Отказом от грунтовки машин железным суриком и переходом на грунтовку той же 4БО....
Оснований не верить ему не имеется. А посему возникает несколько вопросов.
1. Если переход на 4БО состоялся в 40-м году, то чем красили до этого? 2. Какой был цвет у этого "нечто"? 3. Что понимать под улучшением ситуации? Лучший внешний вид, соответствие неким наставлениям или же просто возможность обеспечивать массовый выпуск, не допуская простоев по вине "малярки"?
Получены ответы на ряд вопросов. Согласно документам, процесс повышения качества окраски был постепенным. Правда, непонятно, почему, если в 39 отказались от сурика, то он сохранился в 40-м? Узнать бы где рецептуру этой самой ЗБАУ.... Для сравнения. Вот цитата из доклада о выполнении заказов ГАБТУ заводом №183 за 1939 год. (РГВА, ф.31811, оп.2, д.1067, л.л.56-57) "Качество окраски в 1939 году значительно улучшилось за счет перехода на краску ЗБАУ и внедрения грунтовки краской ЗБАУ вместо сурика. На недоброкачественную покраску машин в 1937-38 годах было большое количество рекламаций. В 1939 году актов-рекламаций на покраску не поступало".
Узнать бы где рецептуру этой самой ЗБАУ.... Для сравнения.
3Б АУ: "На 100 весовых частей олифы она содержала: свинцовых белил 71,25, цинковых белил 47,5, охры золотистой 33, умбры жженой 7, графита отмученного 4,75 и ультрамарина 2,4 весовых части. "
Хохма в том, что именно от 3Б АУ отказались в пользу 4БО: "Защитные краски ЗБ АУ состава, приводимого в руководствах службы, имели следующий недостаток: окрашенные ими предметы при просматривании через специальные светофильтры на фоне листвы или зелёной травы дешифрировались, т. е. выделялись по цвету, несмотря на то, что при просматривании невооружённым глазом, как средние по цвету, подходили к фону зелёной растительности."
Отправлено: 12.12.10 11:36. Заголовок: Мужики, во время вой..
Мужики, во время войны не было никакой системы. Красили тем, чем придется. Точнее тем, что достали, украли, или выбили в тылу. По опыту службы в 28-й гвардейской дивизии ("каталась" на БМП) в 80-е благополучные годы, скажу, что бэ-эм-пэшки красили в батальйонах во все оттенки зеленого. Причина та же: камуфлировали тем, что было в наличии, что дали, еще и разбавляли. Извините, что немножко не в тему, но что тогда, тоже и сейчас.
Слава богу, что факт войны не оспаривается.... Мы, если Вы могли заметить, занимаемся по большей части начальным периодом. Когда как раз была система. Да, она и потом сохранялась. Для примера -посмотрите -как менялся состав 4БО в зависимости от времени применения. Что касается Aksakal пишет:
цитата:
камуфлировали тем, что было в наличии, что дали, еще и разбавляли.
Это было и есть, но это не отменяет факта того, что и система была, и красили чем положено(как минимум на заводах), особенно довоенные машины.
Сообщение: 5960
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
2
Отправлено: 05.05.12 13:00. Заголовок: К вопросу о том, ког..
К вопросу о том, когда есть пошло 4БО. В Сети свободно лежит ПДФ-альбом по БТ-7М 183-го завода. Вот пара скринов оттуда. Смотрим ТУ на ленивец и ведущее - краску и дату.
Отправлено: 02.10.12 15:20. Заголовок: К вопросу о том, ког..
К вопросу о том, когда есть пошло 4БО...
Так то грунтовка, совсем ранние Т-34 тоже ЗБАУ грунтовались. Порылся немного в фондах Инженерного управления на предмет 4БО, если совсем вкратце, то это разработка 1937 года НИИИТ. Принята на снабжение РККА в 1938 году. Выпуск в товарных количествах пошел с 1939 года. Ну и удалось найти наверное самую раннюю выкраску, от 1938 года. http://www.tigerscorner.ru/index.php?topic=706.0
Насчет колера ЗБАУ пока не все понятно, судя по документам, под маркой ЗБАУ выпускалась краска по разной рецептуре - для нужд артиллерии по одной рецептуре, "рыночная" по другой, пигментная часть существенно отличалась.
Сообщение: 8636
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
4
Отправлено: 16.04.14 20:59. Заголовок: 26-е, судя по кепи и..
26-е, судя по кепи и фото со Штугом, на котором засветилась 100-я лпд, не район Умани? Там вроде были подобные "зебры". И камуфлированная полуразобранная 7-ка.
Сообщение: 9027
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
4
Отправлено: 25.12.14 21:48. Заголовок: К теме стойкости мар..
К теме стойкости маркировок. Вот это забавное фото аннотировано как "киндер-атака с коктейлем имени наркома". Интересна дата: BERLIN Panzer T-34 Kinder Schlacht 25.6.1948 Molotowcocktail Три года уж прошло как, а видна и полоса ЗВО, и ромб на башне тыльной машины.
Сообщение: 9817
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
4
Отправлено: 18.06.16 23:42. Заголовок: Сергей Лотарев пишет..
Сергей Лотарев пишет:
цитата:
Зачем исследовать, если гораздо проще и интереснее сочинить.
Это и обидно - зачем плодить сущности? Это я только наши привел, а там еще веселья - на три Малиновки. Этж Хименес, авторитет. Как бы вот распределить знания? Технологии моделизма - одно, матчасть на войне - иное. Ну не знаешь - спроси, черт возьми.
цитата: В одной из бесед с М.Коломийцем (речь шла о производстве первых Т-34 и о 4БО) он упомянул о некоем отчете военпреда на ХПЗ за 40-й год. По его словам, он видел этот отчет давно, когда в ЦАМО еще не давали документы на ксерокопирование. Кое-что он выписал. Дословно это звучало так (раздел о покраске).
.... ЗА прошедший (40-й год) удалось улучшить состояние дел с покраской танков. Это вызвано следующим:
1. Переходом на использование 4БО 2 Отказом от грунтовки машин железным суриком и переходом на грунтовку той же 4БО....
Оснований не верить ему не имеется. А посему возникает несколько вопросов.
1. Если переход на 4БО состоялся в 40-м году, то чем красили до этого? 2. Какой был цвет у этого "нечто"? 3. Что понимать под улучшением ситуации? Лучший внешний вид, соответствие неким наставлениям или же просто возможность обеспечивать массовый выпуск, не допуская простоев по вине "малярки"?
Получены ответы на ряд вопросов. Согласно документам, процесс повышения качества окраски был постепенным. Правда, непонятно, почему, если в 39 отказались от сурика, то он сохранился в 40-м? Узнать бы где рецептуру этой самой ЗБАУ.... Для сравнения. Вот цитата из доклада о выполнении заказов ГАБТУ заводом №183 за 1939 год. (РГВА, ф.31811, оп.2, д.1067, л.л.56-57) "Качество окраски в 1939 году значительно улучшилось за счет перехода на краску ЗБАУ и внедрения грунтовки краской ЗБАУ вместо сурика. На недоброкачественную покраску машин в 1937-38 годах было большое количество рекламаций. В 1939 году актов-рекламаций на покраску не поступало".
Я тут добрался до отчета завода №183 1940 года (РГВА, ф.31811, оп.2, д.1068, л.134), который, очевидно и цитировал Максим Коломиец. Удивительно, но в оригинале звучит фраза дословно так же, как в отчете 1939, только с заменой З.Б.А.У. на 4БО. "Качество окраски в 1940 году значительно улучшилось за счет перехода на краску 4БО и введения грунтовки краской 4БО вместо сурика. В 1940 году актов-рекламаций на покраску не поступало". (Последнюю фразу про рекламации привожу по памяти, первую выписал). То есть, в 1940 году никакой памяти о ЗБАУ в отчете не осталось, а фразу из прошлогоднего отчета авторы перенесли без изменений, подставив другую марку краски. И вот меня терзают смутные сомнения - нет ли тут путаницы в отчете 1939 года, и не имеется ли в виду в обоих случаях 4БО? Или на ХПЗ были удивительные мастера входить в одну реку дважды.
Сообщение: 9872
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
4
Отправлено: 01.09.16 18:20. Заголовок: Сергей Лотарев пишет..
Сергей Лотарев пишет:
цитата:
Удивительно, но в оригинале звучит фраза дословно так же, как в отчете 1939, только с заменой З.Б.А.У. на 4БО. "Качество окраски в 1940 году значительно улучшилось за счет перехода на краску 4БО и введения грунтовки краской 4БО вместо сурика. В 1940 году актов-рекламаций на покраску не поступало".
Я специально сделал тогда на этом акцент - первый я копировал, а второй мне Макаров цитировал. По моемк мнению - вернее второй вариант, с рекой. "Мы стали больше сеять рожь"(С).
Все даты в формате GMT
2 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет