On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 1925
Зарегистрирован: 22.09.07
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.08 19:53. Заголовок: Окраска и камуфляж бронетехники РККА. Или советский "грааль" - 4БО


Подумалось, что пора открывать тему. К тому есть ряд причин.

1. Тема окраски -именно окраски техники, а не нанесения ОЗ, ТЗ и ЗВО -пока не рассматривали. Что не есть гут.
2. Сама по себе - эта тема - арена битв и баталий на профильных форумах: как красили ,чем, а почему, а с чего?
3. Камуфляж.... Особенно летний, и особенно в 41 году - раритет - встречается редко, а потому -заслуживает отображения.
Не разберемся сразу, так хотя бы микро архив создадим.
4. Часть, причем большая, из участников форума, практически имела опыт работы на реальной БТТ. Попробуем, в рамках дозволенного,
сопоставить увиденное в реале с увиденным на фото.

Так, глядишь, и приблизимся к пониманию -ЧТО и КАК красилось в РККА.

Просьба: если какой-либо из образцов БТТ на фото несет камуфляж либо выделяется по тону окраски от остальных-
дублировать его сюда помимо отображения в соответствующей ветке.

Пока есть горючее в баках - не судьба меня, а я её выбираю! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Новых ответов нет , стр: 1 2 3 4 5 All [см. все]


администратор




Сообщение: 1930
Зарегистрирован: 22.09.07
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.08 17:40. Заголовок: Вот, для начала: Т-3..


Вот, для начала: Т-34.

На многих фото заметно, что 34-ки светлее остальных машин. Я не беру Немировскую, там понятно - пыль, побелка, труха - после въезда в дом
непонятно, какой она была(хотя и она светловата - все-таки лазило по ней прилично народу, обтерли бы.)
Какие мнения будут?

Пока есть горючее в баках - не судьба меня, а я её выбираю! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2437
Зарегистрирован: 22.09.07
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.08 15:10. Заголовок: К теме камуфляжа. ..


К теме камуфляжа.

Количество вариантов камо для бронетехники лета 1941 года, как ни странно, весьма велико.
Встречался и крупнопятнистый 2 и 3-х цветный, был мелко - пятнистый. По Умани известен "зебровидный",
в виде полос. Как правило, в первый камуфлировались 34-ки, остальные варианты - на Т-26 разных модификаций. Недавно проскочила фотография БТ-5 в нечто, напоминающем мелкопятнистый камо. Что редкость для БТ. Ознакомление с оригиналом удивило еще больше: на БТ не пятнистый, а бронепоездной
"лиственно-древесный" камуфляж. Нигде кроме как на БЕПО оно не встречался. Вот часто встречающийся
вариант, показывающий идею такого камуфляжа (из книги М.Коломийца "БЕПО РККА 1930-1941")


Ни одно известное наставление и руководство не предполагало использовать подобную окраску для танков.


И вот такой сюрприз.


Пока есть горючее в баках - не судьба меня, а я её выбираю! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2505
Зарегистрирован: 22.09.07
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.08 11:51. Заголовок: Karan пишет: На мно..


Karan пишет:

 цитата:
На многих фото заметно, что 34-ки светлее остальных машин.


Вернемся к теме более светлых танков на период лета 41-го...
Помимо влияния погодных условий - пыль, высохшая грязь и пр. факторы, имеется еще один,
возможно, проливающий свет на "светлый цвет".

В одной из бесед с М.Коломийцем (речь шла о производстве первых Т-34 и о 4БО) он упомянул о некоем отчете военпреда на ХПЗ за 40-й год. По его словам, он видел этот отчет давно, когда в ЦАМО еще не давали документы на ксерокопирование. Кое-что он выписал.
Дословно это звучало так (раздел о покраске).

.... ЗА прошедший (40-й год) удалось улучшить состояние дел с покраской танков. Это вызвано следующим:

1. Переходом на использование 4БО
2 Отказом от грунтовки машин железным суриком и переходом на грунтовку той же 4БО....


Оснований не верить ему не имеется. А посему возникает несколько вопросов.

1. Если переход на 4БО состоялся в 40-м году, то чем красили до этого?
2. Какой был цвет у этого "нечто"?
3. Что понимать под улучшением ситуации? Лучший внешний вид, соответствие неким наставлениям или же просто возможность обеспечивать массовый выпуск, не допуская простоев по вине "малярки"?

И пара мыслей уже от себя. Сурик как подоснова - материал темный, плотный и укрывистый.
При прочих равных условиях, нанесенная на него краска будет темнее такой же, нанесенной на саму себя. Особенно это касается 4БО, которая не относилась вообще к разряду темных.
Далее, имея в качестве грунта 4БО, собственно покрасочный слой мог наноситься менее тщательно (основа то одна!), что, в конце концов, опять-таки приводило к более светлому оттенку машины.
Косвенным подтверждением этому является то, что на многих машинах лета 41-го видны заводские №№.
Не тактические, а именно заводские, которые должны были быть скрыты после финиш-покраски.

Вот такое любопытное свидетельство.


Пока есть горючее в баках - не судьба меня, а я её выбираю! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 862
Зарегистрирован: 14.05.08
Откуда: Украина, Одесса
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.08 12:17. Заголовок: Karan пишет: Вот та..


Karan пишет:

 цитата:
Вот такое любопытное свидетельство.



Неплохо бы свидетельство подтвердить фото артефактов, на которых Сохранилась 4БО. Пускай даже искаженная монитором компьютера.

"Веками длится монолог человека с человеком" Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2506
Зарегистрирован: 22.09.07
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.08 12:52. Заголовок: zampolit пишет: фот..


zampolit пишет:

 цитата:
фото артефактов, на которых Сохранилась 4БО.


Не является это никаким доказательством. Состав ее повторить не удастся из-за отсутствия
ряда компонентов (а они прописаны были), из-за пребывания в земле 60 с лишним лет -реакция
есть в любом случае. Считать это эталоном неверно. Можно лишь предположить, что этот грязевой щиток в части НЕ красился. То есть несет заводскую окраску.


Пока есть горючее в баках - не судьба меня, а я её выбираю! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2507
Зарегистрирован: 22.09.07
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.08 14:31. Заголовок: Считаю, что будет по..


Считаю, что будет полезным выложить давно опубликованную, но не потерявшую актуальности и интереса
статью.
Окраска техники в РККА

Пока есть горючее в баках - не судьба меня, а я её выбираю! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 3858
Зарегистрирован: 22.09.07
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.09 20:42. Заголовок: Не про 4БО ( о ней п..


Не про 4БО ( о ней позже, есть кое-что интересное), а про камуфляж.
Как там обычно то? "Огромные массы зеленых чудовищ"? Рио-де-Жанейро наоборот? Все зеленые.
Как бы не так.


Пока есть горючее в баках - не судьба меня, а я её выбираю! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 969
Зарегистрирован: 04.10.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.09 22:00. Заголовок: Они же. А по этом сн..


Они же. А по этом снимку без подсказки не догадался бы...


С нашими двигателями летают даже танки! @ В.Климов Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 4211
Зарегистрирован: 22.09.07
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.08.09 23:17. Заголовок: Не совсем по теме фо..


Не совсем по теме форума -бо это не 41-й, но мимо не пройти:
Т-60, с бортовым №, да еще и в "сетку"!


Пока есть горючее в баках - не судьба меня, а я её выбираю! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 5
Зарегистрирован: 25.09.08
Откуда: Беларусь, Шумилино (Витебск)
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.09 15:49. Заголовок: Т-60, с бортовым №, ..



 цитата:
Т-60, с бортовым №, да еще и в "сетку



1-я гвардейская под Москвой?

Лучше быть, чем казаться Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 4218
Зарегистрирован: 22.09.07
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.09 16:31. Заголовок: dik пишет: 1-я гвар..


dik пишет:

 цитата:
1-я гвардейская под Москвой?


Очень вряд ли. Ни пейзаж, ни написание тактического номера за такую версию не говорят.

Пока есть горючее в баках - не судьба меня, а я её выбираю! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 1049
Зарегистрирован: 04.10.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.09 18:33. Заголовок: Пожалуй в тему окрас..


Пожалуй в тему окраски... Фото старое. Кто-нибудь знает - зачем???


С нашими двигателями летают даже танки! @ В.Климов Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 4605
Зарегистрирован: 22.09.07
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.09 20:08. Заголовок: Егор пишет: Кто-ниб..


Егор пишет:

 цитата:
Кто-нибудь знает - зачем???


Габариты, скорее всего. Типа предупреждающего - негабарит! Не "парадка".

Пока есть горючее в баках - не судьба меня, а я её выбираю! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 5132
Зарегистрирован: 22.09.07
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.09 03:23. Заголовок: Вернемся к 34-кам. Е..


Вернемся к 34-кам.
Еще одно фото. Продавец живописал как Дубно. Возможно.
Но - главное тут иное. Цвет(или,точнее, свет) машины. Ну очень зеленая....


Пока есть горючее в баках - не судьба меня, а я её выбираю! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 5233
Зарегистрирован: 22.09.07
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 21:36. Заголовок: Интересный снимок ка..


Интересный снимок камуфлированного БА-10. Захвачен и использовался 170-й пехотной дивизией.
Знаки и крест - ее, камуфляж - наш.



Пока есть горючее в баках - не судьба меня, а я её выбираю! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 76
Зарегистрирован: 10.10.07
Откуда: Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 21:51. Заголовок: Похоже, что действит..


Похоже, что действительно наш.
Схемы на БА-10 точно спускались в войска.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 5760
Зарегистрирован: 22.09.07
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.02.10 18:19. Заголовок: Интересный Т-26. Пей..


Интересный Т-26. Пейзаж какой-то аполикалиптический - голая равнина, разрушенный в пыль ангар(?),
и, кмк, сам танк закамуфлирован.


Пока есть горючее в баках - не судьба меня, а я её выбираю! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 25
Зарегистрирован: 25.09.08
Откуда: Беларусь, Шумилино (Витебск)
Репутация: -2
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.10 12:21. Заголовок: Очень вряд ли. Ни пе..



 цитата:
Очень вряд ли. Ни пейзаж, ни написание тактического номера за такую версию не говорят.


В какой-то книге по камуфляжу говорилось, что камуфляж "сеточка" - это характерный признак 4 ТБр (1ГвТБр) в Битве за Москву. Неправда?

Лучше быть, чем казаться Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 108
Зарегистрирован: 22.10.07
Откуда: Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.10 02:10. Заголовок: dik пишет: Неправда..


dik пишет:

 цитата:
Неправда?


Одно время считалось так. Источником информации был фотоальбом 1 гв тбр, где таких машин засветилось довольно много (собственно почти все известные фото живых машин именно из этого альбома, не все правда). Но потом выяснили что это стандартный вариант зимнего камуфляжа. Правда довольно трудоемкий - пробовали его наносить, на самом деле непросто. Но работает лучше обычного белого.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 5928
Зарегистрирован: 22.09.07
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.10 18:15. Заголовок: Karan пишет: В одно..


Karan пишет:

 цитата:
В одной из бесед с М.Коломийцем (речь шла о производстве первых Т-34 и о 4БО) он упомянул о некоем отчете военпреда на ХПЗ за 40-й год. По его словам, он видел этот отчет давно, когда в ЦАМО еще не давали документы на ксерокопирование. Кое-что он выписал.
Дословно это звучало так (раздел о покраске).

.... ЗА прошедший (40-й год) удалось улучшить состояние дел с покраской танков. Это вызвано следующим:

1. Переходом на использование 4БО
2 Отказом от грунтовки машин железным суриком и переходом на грунтовку той же 4БО....

Оснований не верить ему не имеется. А посему возникает несколько вопросов.

1. Если переход на 4БО состоялся в 40-м году, то чем красили до этого?
2. Какой был цвет у этого "нечто"?
3. Что понимать под улучшением ситуации? Лучший внешний вид, соответствие неким наставлениям или же просто возможность обеспечивать массовый выпуск, не допуская простоев по вине "малярки"?



Получены ответы на ряд вопросов. Согласно документам, процесс повышения качества окраски был постепенным.
Правда, непонятно, почему, если в 39 отказались от сурика, то он сохранился в 40-м?
Узнать бы где рецептуру этой самой ЗБАУ.... Для сравнения.
Вот цитата из доклада о выполнении заказов ГАБТУ заводом №183 за 1939 год. (РГВА, ф.31811, оп.2, д.1067, л.л.56-57)
"Качество окраски в 1939 году значительно улучшилось за счет перехода на краску ЗБАУ и внедрения грунтовки краской ЗБАУ вместо сурика.
На недоброкачественную покраску машин в 1937-38 годах было большое количество рекламаций. В 1939 году актов-рекламаций на покраску не поступало".


Пока есть горючее в баках - не судьба меня, а я её выбираю! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Новых ответов нет , стр: 1 2 3 4 5 All [см. все]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет