Отправлено: 19.09.10 23:30. Заголовок: Опознано: Танк Т-26 в Харькове, осень 1941
Танки Т-26, в отличие от штучных Т-35, фотогеничных Т-28 и КВ-2, маркированных БТ привязать к месту(а тем более к части) намного сложнее. Тем не менее, и это возможно. Эта ветка - пример такого поиска. Пусть Харьков далеко от Львовского выступа. но важен сам результат.
Продолжу здесь, потом, думаю, стоит выделит ьв отдельную ветку. А вот это где может быть - крайняя информация заставляет тщательнее отнестись к Т-26 - ? <\/u><\/a>
Сообщение: 1107
Зарегистрирован: 23.12.07
Откуда: Нижний Новгород
Репутация:
2
Отправлено: 18.09.10 08:17. Заголовок: Из письма ув. Алекса..
Из письма ув. Александра Подопригоры (жителя Харькова и автора нескольких замечательных работ по боевым действиям в Харьковском регионе)
цитата:
В целом согласен с доводами уважаемого коллеги из Москвы. Очевидно на снимках Т-26 бронетанкового отряда Харьковского гарнизона, сфотографированный в 3-м (Червонобаварском) районе обороны города (истроическое название городского района - Холодная гора) на перекрестке ул. Валковской (ныне Дмитрия Клапцова) и слияния Комсомольского шоссе с Абрамовской улицей. На зимнем снимке хорошо видно, что основная проводная линия от столба на перекрестке идет не вправо по Абрамовской, вдоль которой стоит танк, а в сторону отходящего под углом Комсомольского шоссе. Вполне понятна и баррикада на перекрестке - Комсомольское шоссе было тогда второй главной магистралью для въезда в город с западной стороны. Именно Комсомольское шоссе стало главным направлением атаки для 217-го пп 57-й пд вермахта во время штурма 23 октября 1941г. Оборонял этот участок 647-й сп 216-й сд (командир - полковник Л.Ф.Омельчук, комиссар - ст.политрук И.м.Петрашен). В составе бронеотряда Харьковского гарнизона числилось 5 Т-26. Точными данными об их судьбе я пока не располагаю. Но известно, что 22 октября силами 216-й сд и 57-й сбр НКВД был проведен удар по готовящимс к штурму войскам 55-го АК вермахта. Немцы отметили, что на участке 216-й сд атака была поддержана 5 танками и доложили о подбитии 4 из них. По моему мнению, это и были Т-26, наиболее подходящие для такой задачи, в отличие от малоподвижных Т-35 и ХТЗ-16. Вот, похоже, нашелся уцелевший в том бою Т-26. Кстати интересно знать мнение уважаемых танкистов о причине оставления танка. На осеннем снимке он не выглядит подбитым, а гусеницу у него сдернули, как видно на зимнем снимке, когда оттаскивали с перекрестка для освобождения пути. Прошу, если не трудно, передать коллегам мои поздравления с удачной привязкой снимков и благодарность лично от меня за находку первого "харьковского" Т-26. П.С. Но для очистки совести постараюсь в ближайшие дни побывать на месте и окончательно убедиться лично. если нужно, могу сделать пару снимков. С уважением, Александр.
Вот, похоже, нашелся уцелевший в том бою Т-26. Кстати интересно знать мнение уважаемых танкистов о причине оставления танка. На осеннем снимке он не выглядит подбитым, а гусеницу у него сдернули, как видно на зимнем снимке, когда оттаскивали с перекрестка для освобождения пути. Прошу, если не трудно, передать коллегам мои поздравления с удачной привязкой снимков и благодарность лично от меня за находку первого "харьковского" Т-26. П.С. Но для очистки совести постараюсь в ближайшие дни побывать на месте и окончательно убедиться лично. если нужно, могу сделать пару снимков. С уважением, Александр.
Спасибо, Алтын, спасибо, Александр!
По танку Т-26 - для машины было достаточно одного-двух попаданий для выведения из строя экипажа или повреждения внутреннего оборудования. На фото такого невысокого качества повреждений не различить, но по следам на башне и подбашенной коробке (зимнее фото), предположу, что машина горела изнутри.
Было бы интересно быть в курсе дальнейшего исследования по этому эпизоду.
Сообщение: 1108
Зарегистрирован: 23.12.07
Откуда: Нижний Новгород
Репутация:
2
Отправлено: 19.09.10 15:31. Заголовок: Из нового письма ув...
Из нового письма ув.А.Подопригоры
цитата:
В продолжение дискуссии о причинах выбытия Т-26 из строя. Судя по осннему снимку танк стоял у перекрестка основной магистрали и, судя по всему боя не вел, стоял в резерве под прикрытием возле баррикады. На осеннем снимке видно, что правая надгусенчная пока отсутствует, а люки открыты. Это наводит на мысль, что танк был поражен в правый борт, тем более, что левый вполне цел. Очень похоже, что танк подвергся нападению (возможно обстрелу ПТО) с севера по ул. Клапцова со стороны ул. Свердлова (ныне Полтавский Шлях, именно на нем и расположен Свято-Озерянский храм, в просторечии,Холодногорская церковь). По ул. Свердлова проходил стык обороны 685-го и 647-го сп 216-й сд. Именно в этот стык и наносил удар 199-й пп 57-й пд вермахта. Естественно, немцам удалось достаточно быстро прорвать оборону и продвинуться вдоль ул.Свердлова к Южному вокзалу. Кроме того, следует заметить, что наступавший по Комсомольскому шоссе 217-й пп главное направление своего движения отклонил вправо к Карповскому мосту через р.Лопань, не доходя до перекрестка с ул.Клапцова. Очень похоже, что данный Т-26 и был подбит солдатами 199-го полка, например расстрелян ПТО с угла улиц Свердлова и Клапцова.. Согласно приказу на штурм командира 57-й дивизии генерал-майора А.Дослера в полках создавались батальонные кампфгруппы в которые включались противотанковые орудие, зенитные пулеметы, саперы и т.д. 37-мм ПТО перекатывались расчетами по улицам вручную, о чем свидетельствуют фото-кинохроника. С уважением, Александр.
Сообщение: 1157
Зарегистрирован: 23.12.07
Откуда: Нижний Новгород
Репутация:
2
Отправлено: 11.11.10 17:33. Заголовок: Из нового письма ув...
Из нового письма ув.А.Подопригоры
цитата:
Как и обещал, современные снимки перекрестка ул. Клапцова и Комсомольского шоссе, как совместными усилиями выяснено, нашли свой последний приют кже два Т-26 харьковского гарнизона. Увы. время беспощадно и вид улиц очень сильно изменился. Снимок 001 - тот самый угол, где стояла баррикада. Снимок 003 - перекресток и развилка: асфальт влево - Комсомольское шоссе, грунтовка по центру - Абрамовская улица. Первый Т-26 отбуксированный оккупантами с Клапцова, стоял примерно у дальнего среза пешеходной "зебры". Двухбашенный Т-26, мне кажется, в кювет спихнули тоже немцы освобождая проезжую часть. Хочу выразить глубочайшую благодарность уважаемому сообществу за столь неоценимые подарки! Честно говоря, отследить судьбу пяти харьковских Т-26 я не надеялся. Вышло иначе. Еще раз большое спасибо всему уважаемому сообществу! <\/u><\/a> <\/u><\/a>
Все даты в формате GMT
2 час. Хитов сегодня: 31
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет