Сообщение: 211
Зарегистрирован: 23.12.07
Откуда: Нижний Новгород
Репутация:
1
Отправлено: 07.10.08 13:53. Заголовок: ВВС ЮЗФ во Львовском выступе. Часть 3-я
Ежели район изучения танковых боев в последнее время резко расширился, то я решил поднять его ещё и на высоту. Сразу оговорюсь - я полный профан в этом деле, но тема мне интересная и буду очень рад, если кто из продвинутых в истории авиации участников поспособствует широкому освещению. Я буду по мере появления топичного фотоматериала на интернет-аукционах выставлять здесь на обзор.
ВВС КОВО (ЮЗФ) была разделена на армейские (подчиненные управлениям армий), окружную (фронтовую) группы и группировку дальнебомбардировачной авиации РГК. Армии в Львовском выступе поддерживали следующие соединения :
(Данные на 01.06.41 Цифры после типа - Количество боевых самолетов (знаменатель - в том числе неисправных самолетов))
Фронтовая группировка состояла из 17(Проскуров СБ, Пе-2, И-153 82/13) , 18 (данных у меня нет) и 19-й (Б.Церковь СБ, Пе-2, Ар-2, Як-2, Як-4 154/23) бомбардировочных авиадивизий и 36-й (Киев И-16, И-153 114/13) истребительной авиадивизии Кроме того во фронтовую группировку входили два разведывательных авиаполка : 315-й рап (Житомир, Высокое СБ 22/1) и 316-й рап (Проскуров, Врублевка СБ, Як-2, Як-4 64/2).
С 4 до 5 ч утра около 300 самолетов 5-го авиакорпуса генерала Р. фон Грайма (R. von Greim), входившего в 4-й воздушный флот генерала А. Лера (A. Loehr), напали на 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. Авиакорпус располагал 365 самолетами (327 боеготовых), а всего немцы сосредоточили против Киевского округа немногим более 600 самолетов . Боевая тревога в некоторых советских авиачастях была объявлена до начала налета, что позволило в ряде случаев вывести самолеты из-под удара. Так, например, из двух базировавшихся на аэродроме Куровице авиаполков (164-й иап и 66-й шап) первый успел поднять все исправные самолеты и встретил врага на подходе к аэродрому. Экипажи второго прибыли на летное поле с опозданием, так как решили, что и в воскресенье им не дают отдохнуть — объявлена обычная учебная тревога. Первый же удар привел к выводу из строя 34 самолетов, или более половины состава полка. Умело отражали налеты немецкой авиации на свой аэродром авиаторы 92-го иап из 16-й авиадивизии. Командир полка майор С. С. Ячменев, будучи ранен в обе ноги, отказался ехать в госпиталь, продолжив руководить боевыми действиями части. Всего в первый день войны ВВС КОВО, по неполным данным, на земле потеряли 277 самолетов . Один из внезапных налетов на советский аэродром остался в воспоминаниях командира 87-го иап майора И. С. Сульдина: «22 июня около 4 ч 30 мин из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: «По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит приграничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность». Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей, в соответствии с боевым расписанием... Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 ч 50 мин с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка прилетел командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик Ju88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста. Пострадал и личный состав 4-й эскадрильи, построенный возле своего КП...».
Всего в период с 22 по 24 июня ВВС фронта произвели 523 самолето-вылета, сбросили 2500 авиабомб различных калибров
Сообщение: 9843
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
4
Отправлено: 02.08.16 23:00. Заголовок: Миша Т пишет: Радзе..
Миша Т пишет:
цитата:
Радзехов, это самолеты Радзеховской школы пилотов, расформированной зимой 40/41 года.
Спасибо! Теперь и Т-28 более понятен. А самолеты - почему их оставили то? Непонятная логика - школу расформировали, а авиапарк ведь кому то передать должны?
Сообщение: 9846
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
4
Отправлено: 03.08.16 00:11. Заголовок: И снова о немцах. По..
И снова о немцах. Попался тут один альбом. Начинается с "довойны", вот крайнее Потом идет вот это: Собственно, о чем вопрос. Дальше - Грудек с традиционным Т-35 И так далее на восток
Подписан он при этом Судовой Вишней, 29.6. То есть, следует предполагать, что их часть двигалась на Городок через Судовую Вишню. Если 20.6. они строили позиции под тем Островом, который напротив Радымно, тогда там либо путь: Радымно - Яворов - Судовая Вишня - Городок, либо где-то раньше на дорогу Перемышль-Львов свернули, какие там могли быть варианты? Кстати, тем же числом (29.6) были подписаны недавние фотографии из Судовой Вишни 24-го зенитного полка.
И еще заголовок темы поправить нужно, это уже 3-я часть, а не 2-я.
Сообщение: 404
Зарегистрирован: 19.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
0
Отправлено: 19.09.16 18:38. Заголовок: Мне тут коллега подк..
Мне тут коллега подкинул данные про те 3 Шторьха что сели под Львовом 19.06.41г. Какая то соранная хрень, немцы сказали (ну или наши так перевели), что они из какой-то 2-й армейской разведывательной эскадрильи. Летели из Гляйвиц, транзитом через Сандомир в Замостье, на заключиттельном отрезки пути, вылетели из Сандомира в 14:00, заблудились. Тип самолетов –Фюзелер «Шторх» одномоторный моноплан №№ 1) Т1ПК5061, 2) Т1ОК5045, 3) Т1НК642. 5. Личный состав: 1) к-р звена – фельдфебель Фоттнер 2) бортмеханик – капрал Витман 3) пилот – капрал Бляшкэ 4) механик – капрал Вестендорф 5) пилот – капрал Шайблер 6) механик – оберефрейтор Грав.
Как вот их искать? Только если по кодам самолетов? Т1ПК, Т1ОК, Т1НК- это ни что иное как коды Т1+PK? Т1+ОК и Т1+НК из 2/(H)10 которая должна была поддерживать XXXXIV АК 6 Армии. Качество конечно полный отстой, но вся четко - перелет Гляйвец - Дуб, 100% потери: Ну и "братья" этих шторьхоф:
Сообщение: 408
Зарегистрирован: 19.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
0
Отправлено: 26.09.16 12:26. Заголовок: Третьего дня закончи..
Третьего дня закончил статью про тараны в воздушных боях 22 июня 1941 года, отмечу что кроме давно известных авторов: И.Иванова, Д.Кокорева, Л.Бутелина и П.Рябцева - удалось найти еще одно имя. Это командир звена 62-го ШАП старший лейтенант Анатолий Васильевич Азаренков. Согласно документов штаба 63 САД он таранил один бомбардировщик, при этом тот падая врезался в другой.
Отправлено: 27.09.16 16:10. Заголовок: Миша Т пишет: Те че..
Миша Т пишет:
цитата:
Те четверо других могли и выбраться из плена, если их во Львове содержали.
Помню смутно, рыться неохота- дело давнее... При вскрытии одной из львовских и тернопольской тюрем были обнаружены то ли тела в летной униформе, то ли детали униформы.
Сообщение: 9933
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
4
Отправлено: 11.10.16 19:14. Заголовок: Миша Т пишет: Треть..
Миша Т пишет:
цитата:
Третьего дня закончил статью про тараны в воздушных боях 22 июня 1941 года,
Михаил - она вышла где-то? На Варспоте видел только статью про Иванова. Образцово написано - как Вы в их формат уложились настолько качественно - развожу руками!
PS По старой просьбе моей - насчет налета Ил-2 на наш бронекатер - история эта, к сожалению, получила продолжение. Эффективно отштурмовали.
Да, попросили немного переделать, там просто много накипи за эти годы было, так что немного добавлю про те тараны которых не было... Так, а что там с бронекатером?
Сообщение: 9936
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
4
Отправлено: 12.10.16 16:41. Заголовок: Миша Т пишет: Так, ..
Миша Т пишет:
цитата:
Так, а что там с бронекатером?
У Кузнецова в "Большом десанте" сказано: кроме того, что погиб командир лейтенант Фомин, было ранено 2 человека. В ЖБД катера уточнено, что Фомин был в кубрике, когда катер подвергся удару, и получил ранение в бок осколком. Поднялся на палубу, где уже был убит пулей в голову. Указаны и ФИО раненых - пулеметчик Лебедь и дублер командира мл. лейтенант Дивицкий. Я поискал дублера, благо фамилия не рядовая, его нигде нет. Но! есть Девицкий, тоже мл. лейтенант. От проникающего ранения черепа 21.11.43 умер в госпитале ХППГ 79 в Тамани 26 ноября. Увы. но при перезахоронении, видимо, был забыт и сейчас его ФИО на таманских "братках" нет. Да - и уточнено количество пробоин - 26.
Получается, что штурмовка с бомбометанием(или РС) и пушечно-пулеметным огнем привела к гибели и командира, и его дублера.
Сообщение: 9972
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
4
Отправлено: 02.11.16 19:36. Заголовок: Миша Т пишет: Да уж..
Миша Т пишет:
цитата:
Да уж, жидко написали... Ю-87 там конечно не откуда взяться не мог...
А что думаешь - кого ввиду иметь могли, такое придумать - разве что от пробегавшего солдата "Ух, там тааакое.."? Не похоже. ЖБД конкретен более чем в остальном.
Сообщение: 420
Зарегистрирован: 19.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
0
Отправлено: 04.12.16 10:51. Заголовок: Самолеты Су-2, в нач..
Самолеты Су-2, в начале июля, также начали камуфлировать в некоторых частях, к примеру на испытаниях Су-2 в варианте корректировщика самолет окрашен строго в соответствии со схемой: Большинству частей на фронте очевидно было некогда заниматься камуфлированием, но тем не менее немецкие военнослужащие успели зафиксировать несколько Су-2 именно в таком камо. К примеру два Су-2 сфотографированные на Украине, предположительно 226 ББАП, у обоих характерная молния, у одного видно №2:
Сообщение: 10032
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
4
Отправлено: 05.12.16 19:37. Заголовок: Миша Т пишет: Ну ко..
Миша Т пишет:
цитата:
Ну конкретики нет, я думаю кого то из 8 МК.
Жаль - думал, может, какие технические детали будут? С помощью чего(вымпел, покачивание, ракета), как опознал, что свои(была ли система взаимного оповещения уже) и т.п. Самое начало войны - темное пятно, а тут такая деталь.
Любопытный документ: он, правда, августовский, для Брянского фронта. но упоминается и 30 июня. Была Директива об обязательном применении кислородных масок?
Сообщение: 424
Зарегистрирован: 19.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
0
Отправлено: 10.03.17 19:38. Заголовок: Нашел на медни серье..
Нашел на медни серьезный эпизод, который тянет на статейку для Варспота. 10 июля командование ВВС ЮЗФ бросило все силы на бомбежку немецких мехколон которые ломились на Житомир, точнее даже уже от Житомира на Киев, так как дело было в районе Коростышева. Кроме собственно сил ВВС фронта задействовали ВВС ЮФ и ДБА, в том числе за каким то поставили задачу на дневной удар 14 ТБАП. Полк смог отправить в бой 12 ТБ-3, которые мелкими группами по 3 - 2 - 1 самолет попытали атаковать немецкие войска, но истребители Люфтваффе прикрывали наступающие части 3 мотокорпуса, в итоге с 16:55 по 19:35 по Берлинскому времени заявили победы над 9 ТБ-3. Документы 14-го ТБАП подтверждают тяжелые потери, всего полк потерял 7 самолетов и 3 полных экипажа, в том числе двух командиров эскадрилий...
Ну наши честно пишут что немцы большинство самолетов до цело вообще не пустили сбив на подходе, но все равно падение 7 ТБ-3 это не каждый день происходило, должны же были фоткать...
Сообщение: 10194
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
4
Отправлено: 12.03.17 23:34. Заголовок: Мотомехчасти в это с..
Мотомехчасти в это смысле хуже. чем пехота. тупо некогда. А в тот момент, когда вот-от Киев.. Сбили и сбили. Вообще, сбитые ТБ на фото все определены, хотя бы по периоду и фронтам?
Сообщение: 10209
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
4
Отправлено: 15.03.17 19:47. Заголовок: В тему "гофров..
В тему "гофров" - вот это фото аннотировано как Ровно. На заднике, кмк, место не читается "Потез бомбер видится). Кто б это мог быть, с гражданской регистрацией?
Если речь про июнь 1941 года, то нет 1, 2 и 4 эскадрильи 92-го ИАП 23 июня перебазировались в Тернополь. А 3-я эскадрилья с 22 июня была в Луцке, и 26 июня тоже перелетели в Тернополь.
Сообщение: 2492
Зарегистрирован: 13.01.08
Откуда: Москва
Репутация:
3
Отправлено: 11.04.17 14:59. Заголовок: По аэродрому в Брода..
По аэродрому в Бродах (?) есть такой эпизод в воспоминаниях Н. Биндаса (67-й танковый полк):
"Полку удалось уйти в соседний лес. Там мы и закончили укладку боекомплектов. Остаток дня и всю ночь совершали марш и к утру прибыли в Броды, где уже шли тяжелейшие бои. Кругом стоял сплошной грохот и полыхало зарево пожаров. В тыл непрерывным потоком шли санитарные машины с ранеными и грузовики, а навстречу двигались свежая пехота, танки и артиллерия.
Подход танков радовал пехоту. Только и слышалось: «Вот сейчас дадим! Вот сейчас попрем!» Дух был боевой. Три дня напряженных боев не принесли успеха немцам, они понесли большие потери. Но и наши потери были велики. В это время гитлеровцы прорвались на флангах и начали нас обходить.
Рядом с моей машиной все время находился броневик, и мы с его командиром начали обсуждать создавшееся положение. Вдруг появился наш небольшой самолет У-2. Он долго кружился над нами и сел прямо на шоссе. Летчик, старший лейтенант, взволнованно сказал нам, что ему приказано любой ценой уничтожить склады, находящиеся неподалеку за лесом. Но как он мог это сделать в одиночку? Летчик попросил нас помочь ему.
Поехали на броневике туда. Обошли помещения и часть территории. Там были огромные бензохранилища, прямо под открытым небом штабеля авиабомб. Не оставлять же все это немцам!
Мы отъехали на километр... Видим, что к складам уже приближаются фашисты. Три метких выстрела из пушки броневика по большим бензобакам и штабелям с бомбами... В небо взвился столб пламени и черного дыма, и все загрохотало. Летчик сделал снимок и обнял нас. Его «стрекоза» на шоссе уже запылала. Мы взяли летчика с собой и догнали нашу отходившую колонну. Утром мы встретили какую-то другую танковую часть. Нам были рады, а мы радовались вдвойне. Вместе с этой частью стояли в засадах, ходили в контратаки, но все же отступали."
В выделенную мной фразу (речь об остатке дня 22 июня) на самом деле уложились марши трех дней, которые в воспоминаниях слились в один. Так что не факт, что речь идет про аэродром в Бродах - возможны и другие пункты на пути. Какой это, интересно, мог быть аэродром?
Сообщение: 432
Зарегистрирован: 19.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
0
Отправлено: 15.04.17 08:38. Заголовок: hush пишет: На всяк..
hush пишет: [quote]На всякий случай две схемы:
Ваши схемы очень напоминают "Карточки целей" которые рассылались в части ВВС КА в 30-е годы... По поводу Скнилова все верно, на схеме он и есть, хотя конечно показан довольно не подробно, а вот по Бродам похоже не аэродром, вот кроки из доков ВВС КОВО:
Отправлено: 15.04.17 10:17. Заголовок: Миша Т пишет: Ваши ..
Миша Т пишет:
цитата:
Ваши схемы очень напоминают "Карточки целей" которые рассылались в части ВВС КА в 30-е годы...
Схемы я взял из справочника 1933 года "ATLAS_LOTNISK_POLSKICH_1933" (Атлас польских аэродромов 1933 г.). Лежит туточки Думаю, разведка РККА тоже не забрасывала шпиЁнов под Броды
А вот насчет "Учетной карточки аєродрома Броды", предоставленной Вами - без шпиЁнов, боюсь, не обойтись...
Может, попробуем вместе с Вами найти "советский" аэродром при помощи описания в карточке и топографической карты?
Отправлено: 17.04.17 14:25. Заголовок: John пишет: Вероятн..
John пишет:
цитата:
Вероятно ул. Заставки. Часть её как раз и идет в направлении, указанном на кроках.
Пардон, но свои вопросы насчет ст. Броды и Заставок я снимаю.
Дело в том, что сначала я посмотрел на двухкилометровку 1944 г. и увидел вот такую картину:
Т.е. - полный ступор. Если брать эти Заставки (в белом овале), тогда непонятна стрелка влево на ст. Броды, да и Гутники в другой стороне. Но когда взял километровку - все стало на свои места. Оказывается, под Бродами (буквально ) есть ещё одни Заставки.
Тогда понятна и стрелка влево на ст. Броды, и надпись "стр. Броды" - Старые Броды на польке (подчеркнуто красным). И шоссе Броды-Золочев слева.
Отправлено: 17.04.17 17:16. Заголовок: Теперь немного о пре..
Теперь немного о преемственности на Зап.Украине
Я имею ввиду не только поколения, но и инфраструктуру. Не секрет, что от предыдущей власти новая, чтобы не утруждать себя, забирала объекты и использовала по прямому предназначению. К этим объектам относились и казармы.
Смотрим кроки аэродрома:
Теперь смотрим польку:
А теперь австрийскую карту конца 1800 гг.:
Получается, скорей всего, что казармы передавались "из рук в руки": Австрия - Польша - Сов. Союз. Да и Украина, кмк, не утруждала себя:
Ну и для полноты картины "Краткое описание" с подчёркнутыми ориентирами:
Дорогу с стрелкой и надписью Заставки оставляю для шпиёнов
Это He-111 P-2, G1 + AL Werknr. 2150. из 3/KG 55, стал жертвой русского зенитного огня 18 сентября 1941. В середине сентября 1941 стратегически - важный город Харьков и дороги и железные дороги, приводящие к городу, стали целью номер один для KG 55 базирующейся в Кировограде. В этот сентябрьский день Uffz. Schleicher и его экипаж взлетели с несколькими другими машинами группы на бомбардировку железной дороги Карловка - Полтава к юго-западу от Харькова. Погодные условия были плохие с дождем и низкой облачностью. Над целью G1+AC был поражен зенитным огнем, и повреждение заставило пилота сделать вынужденную посадку. У Гельмута Шлейкера (Jffz. Helmut Schleicher) не было возможности искать подходящее место, чтобы приземлиться. Самолет при посадке не смог затормозить, оказался в деревне Мехороша (Mekhvoroshcha) и врезался в дом. Uffz. Schleicher, радист Gefr. Schmutzler, бортинженер Uffz. Hempel и стрелок Uffz. Dagne получили ранения, но наблюдатель - Эрнст - Йоахим Шульц-Клееден (Obit. Ernst- Joachim Schulz-Kleedehn), сидящий в застекленном носовом отсеке, был убит. Сбитому экипажу далось достигнуть немецких линий, которые были на расстоянии приблизительно в 40 км, но придвигались ближе. Впоследствии продвигающиеся немецкие войска нашли He-111. Тело Эрнст - Йоахим Шульц-Клееден было найдено и похоронено.
Все даты в формате GMT
2 час. Хитов сегодня: 44
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет