К тому, что уже выкладывал, добавились страницы танков 030, 043, 048 и 051.
Замечания и уточнения приветствуются. Ваши поправки из ветки по Т-35 в основном учел, кое-что еще не успел. На большинстве страниц выложены фотографии, отсутствующие у Эдуарда, и появившиеся на момент создания соответствующей страницы. Снимки, всплывшие позже, пока не добавлял.
Сообщение: 2696
Зарегистрирован: 13.01.08
Откуда: Москва
Репутация:
3
Отправлено: 07.08.20 11:01. Заголовок: Мой старый добрый ск..
Мой старый добрый сканер спустя 14 лет отказал, а на работе похуже. Так что возможно потом получится и получше картинку вытянуть, но и так состав с Т-35 на путях в Медыке стало видно отчетливее. Т-28 в видимых деталях вроде бы ничем не противоречит Т-38 №335 из Куммерсдорфа http://beutepanzer.ru/Beutepanzer/Museum/T-28/t-28_Nr335-01.html Вот только смущает прямоугольный контур приоткрытого люка. Для правого люка башни с двумя люками он как-то слишком сдвинут влево. Но вообще-то одинарный люк на неэкранированной башне Т-28 в 1941 году уже был редкостью, это еще надо было постараться такой найти. За ним Т-34 с Л-11, но с дополнительным бензобаком, в отличие от куммерсдорфских №319 и №322, у которых не было не только бензобаков, но, кажется, и креплений под них на правом борту. На следующей платформе вроде бы тягач и еще что-то, а дальше еще шесть тридцатьчетверок.
Сообщение: 11156
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
5
Отправлено: 12.09.20 23:38. Заголовок: Немного юмора из жиз..
Немного юмора из жизни. Вот так вот корячишься, люди поднимаются на помощь, сообща что-то получается, потом - несмотря на границы и прочие препоны получаешь результат, а находится деятель, который заявляет, что все неправда...
Сообщение: 2721
Зарегистрирован: 13.01.08
Откуда: Москва
Репутация:
3
Отправлено: 08.04.21 17:46. Заголовок: John пишет: Птичья...
John пишет:
цитата:
Птичья. Хорошо видны последствия боя для немцев.
Спасибо, хорошие снимки! Судя по единой нумерации красным, это кто-то уже из разных источников собрал. А что под остальными номерами за пределами 15-17, известно? Только это Верба, та сгоревшая колонна за Т-35 012. В подписи сказано, что колонна с боеприпасами, что очень возможно. Хотя санитарные машины в ней тоже были. Интересная дата, я считал, что ее остатки сгребли с дороги довольно быстро.
Сообщение: 500
Зарегистрирован: 05.04.16
Откуда: германия, маннхайм
Репутация:
0
Отправлено: 08.04.21 17:56. Заголовок: John пишет: Хорошо ..
John пишет:
цитата:
Хорошо видны последствия боя для немцев.
Это последствия не боя 30.6.41, а налёта нашей авиации во второй половине дня 2 июля. Под замес попала колонна снабжения и штабная батарея 3-го дивизиона 16-го артполка и 1-я рота 16-го саперного батальона. Одна из бомб угодила в грузовик с боеприпасами. По неполным данным там как минимум 15 двухсотых и куча раненых, в основном тяжелых.
Это последствия не боя 30.6.41, а налёта нашей авиации во второй половине дня 2 июля. Под замес попала колонна снабжения и штабная батарея 3-го дивизиона 16-го артполка и 1-я рота 16-го саперного батальона. Одна из бомб угодила в грузовик с боеприпасами. По неполным данным там как минимум 15 двухсотых и куча раненых, в основном тяжелых.
А известно, что это именно в том месте случилось? Дело в том, что исчезающе мало фотографий Т-35 012, где останков колонны уже нет. Одна такая есть у меня с датировкой 30.6, а другую видел в твоей записи в ЖЖ о боях 34 тд 30 июня. Понятно, что на многих снимках ракурс не позволяет понять, была ли уже разбита колонна, но все равно странно - казалось бы много фотографий должно было остаться как раз от участников боя 30.6. Почему я и думал, что ее пожгли вскоре после атаки "тридцать пятых". Но момент уничтожения колонны - во второй половине дня, да. В районе четырех, судя по теням.
Сообщение: 506
Зарегистрирован: 05.04.16
Откуда: германия, маннхайм
Репутация:
0
Отправлено: 27.09.21 17:04. Заголовок: Сергей Лотарев пишет..
Сергей Лотарев пишет:
цитата:
А известно, что это именно в том месте случилось? Дело в том, что исчезающе мало фотографий Т-35 012, где останков колонны уже нет. Одна такая есть у меня с датировкой 30.6, а другую видел в твоей записи в ЖЖ о боях 34 тд 30 июня. Понятно, что на многих снимках ракурс не позволяет понять, была ли уже разбита колонна, но все равно странно - казалось бы много фотографий должно было остаться как раз от участников боя 30.6. Почему я и думал, что ее пожгли вскоре после атаки "тридцать пятых". Но момент уничтожения колонны - во второй половине дня, да. В районе четырех, судя по теням.
С очень большой вероятностью да. Хотя вероятно разбомбленная колонна была вытянута вдоль проходящего через Вербу участка шоссе. Большинство погибших немцев похоронены на с-з окраине села, она же емнип у двоих указана местом гибели (хотя не исключено, что писарчук записал местом гибели место захоронения, т.к. у большинства указано просто Верба, без подробностей). Несколько человек похоронили на южной окраине. Еще где-то попадалось про налет русских бомберов на сев.окраину (nordrand) Вербы 2 июля. Вообще в Вербе много было битого немецкого автотранспорта. В основном 27 июня, возможно несколько машин в ночь на 30-е, что-то могли сжечь в ночь на 1-е июля или утром 1-го, ну и десятка полтора грузовиков при налете 2-го июля. 30 июня немцы вобщем нашей атаки ждали и никакого движения транспортных колонн от Вербы в направлении Дубно в середине дня скорее всего не было. Утром какие-то немецкие колонны, в т.ч. судя по данным авиаразведки и бронетехника, беспрепятственно прошли в Дубно. Потом, когда именно - неизвестно, вероятно вскоре после полудня, наши снова блокировали дорогу. Незадолго до начала атаки на Вербу попала под замес сопровождавшая командира 1-го б-она 156-го пп группа, расстрелянная то ли на южной окраине Птичье, то ли на подъезде к ней. Немцы потеряли 5 автомашин и 3 мотоцикла, 8 убитых (в т.ч. двух командиров рот), 1 пбв и 7 ранеными (2 офицера). В Птичье рано утром наших войск не было, и вероятно они ломанулись сдуру, полагая на основе полученной от офицеров 16-й тд информации, что дорога по прежнему свободна. После расстрела колонны 156-го пп уже никто за пределы Вербы не выезжал. Скорее наоборот начали отводить незадействованные непосредственно в обороне транспорт и л/с на южную окраину и вообще из села. Судя по донесению командира роты панцерегеров 16-й мд, на южную окраину Вербы начала отходить и немецкая пехота, которую ему "не без труда" удалось заставить вернуться на сев. окраину для обеспечения прикрытия его пто. Насчет "пожгли вскоре после атаки 35-х" имхо маловероятно. Немцы, отразив наши атаки, как обычно исполнили "sofort nachstoßen" и взяли Птичье. С боем взяли или части группы Попеля оставили село после неудачной попытки выбить немцев из Вербы - неизвестно. По любому вечером 30 сев. окраина Вербы была уверенно немецкой и боев там не было. После того, как немцев в ночь на 1-е выбили из Птичье, была наша попытка прорваться по шоссе на юг, но насколько успешная и удалось ли прорывавшимся дойти до Вербы - неизвестно. Вероятно наши прорывавшиеся танки пожгли на шоссе или на поле между Вербой и Птичье. То же самое и насчет утра 1-го июля. Вроде бы бои шли и на северной окраине Вербы, но подробности неизвестны. Маловероятно, что там могла быть сожжена какая-то транспортная колонна. Ей просто некуда было ехать, бо немцы знали, что шоссе блокировано.
Сообщение: 2780
Зарегистрирован: 13.01.08
Откуда: Москва
Репутация:
3
Отправлено: 15.06.23 21:38. Заголовок: Otto Von-Kreer пишет..
Otto Von-Kreer пишет:
цитата:
Харківський Т-35 /зав. №148-30/ Напевне рання весна 42-го
Спасибо, хороший снимок!
И заодно вопрос общего характера всем - а входили ли диски от пулеметов ДТ в ЗИП танка, как снарядные укладки, или это в чистом виде боекомплект? Служат ли разбросанные возле танка диски признаком того, что боекомплект в него был загружен? Или они по умолчанию хранились в танке и считались его принадлежностью, а для приведения в боевую готовность экипаж их снаряжал патронами?
Сообщение: 2816
Зарегистрирован: 13.01.08
Откуда: Москва
Репутация:
3
Отправлено: 06.10.23 10:44. Заголовок: Otto Von-Kreer пишет..
Otto Von-Kreer пишет:
цитата:
Зав. №744-67 Ожидів недалеко від м.Буськ
О, как раз та фотография, по которой его вышло окончательно привязать у местности в свое время! По церкви на заднем плане.
CM7 пишет:
цитата:
На примере Т-28:
Спасибо! Значит, все-таки принадлежность танка. Но интересно, что даже в капитальном, промышленно изданном наставлении затруднились указать точное количество дисков. Или для выпусков разных серий эта цифра могла плясать?
Сообщение: 2819
Зарегистрирован: 13.01.08
Откуда: Москва
Репутация:
3
Отправлено: 07.10.23 11:26. Заголовок: Поразительно, но поя..
Поразительно, но появилась фотография второго прежне не известного по военным снимкам Т-35 за месяц - а до этого новые машины далеко не каждый год появлялись.
На фото танк - из последних, прошедших ремонт, судя по овальному люку механика-водителя. Почти без вариантов это - отремонтированный летом 1941 года в Харькове Т-35 № 988-18, который попал в капремонт из 2-го Саратовского танкового училища, но обратно уже не вернулся. Последний раз он упоминался 3 августа 1941 года как готовый к отправке. Технически это мог бы быть и Т-35 №0197-2, если бы его успели отремонтировать. Последняя информация о нем была, что он "полностью разобран".
Но на 16 октября 1941 года в составе противотанкового отряда Харьковского гарнизона числились четыре Т-35 (из пяти, находившихся летом в ремонте на заводе № 183), а на снимке погода не похожа на вторую половину даже для Харьковской области, то есть этот танк практически точно уже был потерян к этому времени - и не в городской черте. Я бы сказал по состоянию травы и посевов, что снято не позже сентября. В последние дни сентября 1941 года уже резко похолодало, а по ночам были заморозки (по данным из недалекой Воронежской области). Есть, конечно, возможность, что этот снимок сделан в 1942 году, но это маловероятно - с танка еще не утащили даже домкрат, а окоп не порос травой.
Так что возникает вопрос, кому танк могли передать, и остался ли он в составе Харьковского военного округа или ушел на Юго-западный фронт (ХВО включили в состав ЮЗФ уже только в октябре). В августовских отгрузках из Харькова на ЮЗФ Т-35 отсутствует, а вот сентябрьские мне не попадались. Его расположение в окопе, очевидно, на оборонительной позиции, объясняет отсутствие его фотографий в течение десятков лет - если позиция располагалась вдали от дорог. На пример, подбитый под Сасовом Т-35 006 располагался в чистом поле в считаных сотнях, если не десятках метров от многократно отснятой со всех сторон "колтовской" дороги, но до сих пор попались только четыре его снимка.
Можно добавить, что из потерянных на фронте Т-35 все еще остаются не известными по военным снимкам минимум один танк с цилиндрическими башнями и два с коническими (одну из этих не найденных на фото конических башен, впрочем, нашли несколько лет назад).
"Между Львовом и Бродами" - с размахом, но верно. Спасибо!
Ну и теперь можно посмотреть на место потери на аэрофотосъемке 1944 года. Когда в 2010 году был на этой точке, остались сомнения - слева от дороги был заметный откос, которого на снимках не наблюдается. Но сейчас сомнения, кажется, можно отбросить, все хорошо подходит. Примерно так стоял Т-35 003, ну или возможно немного назад по дороге.
Сообщение: 11434
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
5
Отправлено: 24.10.23 22:57. Заголовок: Кстати, эта подпись ..
Кстати, эта подпись "между Лембергом и Бродами" как мейнстрим - вон, и фото Т-35 с коническими башнями на Бэе так же обозначено. И что подумалось - БА-10, 35-й(малые башни), БТ-СВ - у них всех конические башни и один люк башенный. Большие башни не беру, там погон шире, а вот при меньшем диаметре погона - не откуда ли растут ноги башенного люка 34-ки?
Сообщение: 2826
Зарегистрирован: 13.01.08
Откуда: Москва
Репутация:
3
Отправлено: 25.10.23 00:38. Заголовок: Karan пишет: И что ..
Karan пишет:
цитата:
И что подумалось - БА-10, 35-й(малые башни), БТ-СВ - у них всех конические башни и один люк башенный. Большие башни не беру, там погон шире, а вот при меньшем диаметре погона - не откуда ли растут ноги башенного люка 34-ки?
Похоже на то. Как минимум, к проектированию конических башен Т-35 Кошкин имел прямое отношение.
Отправлено: 28.10.23 19:47. Заголовок: Сергей Лотарев пишет..
Сергей Лотарев пишет:
цитата:
Спасибо! Значит, все-таки принадлежность танка.
Пока не все так однозначно - например, в ЗиП-е БТ-5 и Т-26 диски не указаны - только пояски для вынимания магазинов. Надо смотреть целиком спецификацию на какой либо из танков того периода для понимания ситуации.
Karan пишет:
цитата:
И что подумалось - БА-10, 35-й(малые башни), БТ-СВ - у них всех конические башни и один люк башенный. Большие башни не беру, там погон шире, а вот при меньшем диаметре погона - не откуда ли растут ноги башенного люка 34-ки?
Юра писал об этом статью А если обратиться к данным Алексея Макарова: "Кроме этого, находясь в Харькове, Д.Г. Павлов и П.С. Аллилуев осмотрели два опытных танка конструкции Н.Ф. Цыганова – танк БТ-5-ИС с шестью ведущими колесами и танк БТ-СВ-2 («Черепаха»), созданный на базе танка БТ-7, с корпусом и башней, изготовленными из листов, расположенных под рациональными углами наклона (из-за своеобразной формы корпуса танк БТ-СВ-2 даже в официальной переписке называли «Черепахой»). При осмотре руководителями АБТУ РККА танка БТ-СВ-2 присутствовали и начальники конструкторских бюро завода № 183 М.И. Кошкин (Бюро «24») и Н.А. Кучеренко (КБ «190»). В какой степени знакомство М.И. Кошкина с «Черепахой» повлияло на конструкцию корпуса и башни танка А-20, а затем и танка Т-34, на сегодняшний день документально установить не удалось. Однако в ряде воспоминаний непосредственных участников тех событий указывается на то, что форма броневого корпуса танка БТ-СВ-2, предложенная Н.Ф. Цыгановым, была принята за основу при проектировании корпуса танка Т-34. Вот что по этому поводу написал Е.А. Кульчицкий, руководивший испытаниями танков БТ-СВ-2 и А-20:
«В 1935 году в Москву приехал с предложениями по усовершенствованию танка БТ старший воентехник одной воинской части, рационализатор Н.Ф. Цыганов. С целью повышения бронестойкости корпуса танка он предложил располагать броневые листы не вертикально, как это делалось, а под большим углом наклона. Причем, кроме самой идеи и карандашного рисунка такой машины, напоминавшей своими очертаниями черепаху, у Цыганова ничего не было. Но, благодаря своей энергии и целеустремлённости, ему удалось заинтересовать самые высокие инстанции, и в результате проделанной по их заданию работы было установлено, что идеи воентехника заслуживают внимания. Заводу № 183 было рекомендовано в дальнейшем при проектировании новых машин учесть эти предложения».", то может оказаться, что через военных свое влияние на этот параметр оказал Цыганов. Например в техзадании на А-20: ".... 9. Люк на крыше башни один, должен быть отбортован наружу для предохранения от проникновения в танк воды и ОВ. ..."
Сообщение: 11435
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
5
Отправлено: 29.10.23 17:24. Заголовок: Ну, на Цыганова можн..
Ну, на Цыганова можно много чего повесить. Всему им обязаны. Про конические башни и наклонные корпуса имелся приказ сентября 35 за подписью Орджоникидзе. ЕМНИП, тогда Цыганов только с БТ-ИС носился.
Сообщение: 11436
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
5
Отправлено: 29.10.23 17:26. Заголовок: Ну, на Цыганова можн..
Ну, на Цыганова можно много чего повесить. Всему им обязаны. Про конические башни и наклонные корпуса имелся приказ сентября 35 за подписью Орджоникидзе. ЕМНИП, тогда Цыганов только с БТ-ИС носился.
Ну, на Цыганова можно много чего повесить. Всему им обязаны. Про конические башни и наклонные корпуса имелся приказ сентября 35 за подписью Орджоникидзе. ЕМНИП, тогда Цыганов только с БТ-ИС носился.
Если мы об одном и том же приказе, то он был издан все-таки на год позже - приказ НКТП №311сс от 3 сентября 1936 года за подписью Орджоникидзе. В нем было и про конические башни, и про наклонные листы бронекорпусов. Он был издан "во исполнение и развитие постановления Совета Труда и Обороны от 17 мая с.г." Кстати, интересно было бы найти это постановление. И предшествующие ему документы тоже было бы неплохо) Тогда станет ясно, насколько предложение Цыганова было причиной или просто хорошо легло в общую тенденцию. Кстати, в отличие от "черепахи", углы наклона брони и башен и бронекорпусов модернизированных танков были небольшими.
Сообщение: 11438
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
5
Отправлено: 30.10.23 18:05. Заголовок: Сергей Лотарев пишет..
Сергей Лотарев пишет:
цитата:
приказ НКТП №311сс от 3 сентября 1936 года
Мог ошибаться, гриппую, доки не рядом. В любом случае приказ вышел ранее, чем транспорт с первыми танками отшвартовался в испанском порту. И тем более, раньше, чем поступили первые "дизлайки" оттуда. Что до Цыганова. Судя по письму Гинзбурга, группе Цыганова было "дано задание". Это никак не инициатива. При этом в письме ФСМ-36 уже был назван как аналог. А по "черепахе" - так и не понятно, ко у лавровый венок вешать? Дику или Цыганову - кормовой бак-то у обоих убран?
На сайте Сергея Лотарева этот танк №049. Качество фото пока не позволяет определить какой именно это танк: известный по другим фото или новый. На торгах этот лот был очень давно, ещё в 2007-ом году. Судя по логотипу продавца, которое не полностью поместилось в поле фотографии, превью лота состояло из нескольких фото, в виде коллажа. Может у кого сохранилось фото этого танка в более хорошем качестве? Может, хотя бы сохранилось не обрезанное превью этого лота (соседние фото помогли бы сузить направление поиска для определения танка)?
Ну, вот и проЯснилось, где он стоял. Мелочь, но приятно
Прояснилось, главным образом, какая Лака имелась в виду в давней подписи "На пути из Лаки (Гал.) во Львов". Удивляет, конечно, что именно маленькая Лака Воля, а не соседняя Мостиска дважды попала в подписи.
Рискну предположить, что дело здесь в том, что именно там остановочный пункт железной дороги очень близко к шоссе. Дальше они расходятся и на восток (там следующее схождение уже восточнее Судовой Вишни), и на запад (там следующая станция недалеко от шоссе уже в Медыке). Возможно, какие-то части или команды выгружали на остановочном пункте Лака Воля, и дальше до Львова они шли уже по шоссе.
А где он стоял, примерно прояснилось давно, а окончательно в 2021 году это место подтвердило сличение местности с аэрофотосъемкой 1944 года. Странно, мне казалось, что я писал об этом на форуме, но сейчас не могу найти. Привязка такая:
Аэрофотосъемка дает и подсказку к вопросу о том, почему его могли оставить именно там - на ближайшие полкилометра-километр в обе стороны это самая высокая группа деревьев прямо у шоссе. Видимо, лучше прочих подошла для маскировки.
Колонна 68-го тп по этому участку шоссе проходила, вероятно, дважды - первый раз на восток ночью на 22 июня, еще до начала немецкого наступления, когда выходила в район сосредоточения 34-й тп на полигоне под Городком, а второй - на запад при выдвижении в район Самбора утром 22 июня. Дальнейшие маневры полка 23-24 июня проходили севернее шоссе. Но, конечно, этот Т-35 мог там проходить и в одиночку, отстав от колонны. Более того, это скорее всего один из трех танков, которые в сводных ведомостях помпотеха полка значились завязшими в реке и не вошли в состав дивизии, в котором она выступила в поход из района сосредоточения согласно ЖБД. То есть, застряли они очевидно еще ночью при выходе колонн полка из парка в район сосредоточения. Два танка так и остались на бродах и известны по фотографиям, а этот выбрался, но вышел из строя неподалеку.
А до Волицы колонна 68-го танкового полка не должна была доходить - так далеко на запад они не забирались, сворачивали с шоссе Львов-Перемышль в Мостиске, а потом там же возвращались на него. Опять-таки, этот Т-35 был подробно отснят в первые дни кем-то из 257-й пд, которая выходила на шоссе Перемышль-Львов с севера как раз в Судовой Вишне, насколько я помню, и Мостиска, а тем более села западнее ее остались далеко от маршрутов дивизии.
Сообщение: 2855
Зарегистрирован: 13.01.08
Откуда: Москва
Репутация:
3
Отправлено: 30.04.24 18:48. Заголовок: В дополнение к обосн..
В дополнение к обоснованию привязки этого Т-35 добавлю еще вот это. Когда-то очень давно еще на ВИФе или форуме РККА на основе его фотографий набросали наглядную схему расположения построек и деревьев. На ней не хватает одного длинного сарая позади ближних построек, ориентированного вдоль танка (можно представить его за краем кадра), и часть построек можно было бы подвинуть ближе к танку, но в целом схема верно отражает то, что видно на снимках. И для сравнения - увеличенный фрагмент аэрофотосъемки, ориентированный так, что север сверху. На нем хорошо видны тени двух больших деревьев (обозначенных на картинке как тополя), которые четко видны и на многих фотографиях. К сожалению, нет снимков, где было бы видно их полную высоту, но хорошо видно, что кроме них таких больших деревьев там нет. Собственно под их кроны танк и поставили ради маскировки. Ну расположение прочих деревьев на схеме с тенями на снимке тоже можно сравнить.
А вот на этих снимках видны оба дерева и сарай на дальнем плане, не попавший на старую схему. На аэрофотосъемке он тоже хорошо виден.
Все даты в формате GMT
2 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет